На вопросы читателей отвечает Евгения Федорова, ведущий специалист-эксперт межмуниципального отдела по Дмитриевскому, Железногорскому и Хомутовскому районам Управления Росреестра по Курской области.
— Обязательно ли регистрировать ипотеку в Росреестре?
— Да. По сути своей, регистрация ипотеки в Росреестре – это последняя часть оформления услуги ипотечного кредитования. Таким образом сделка подтверждается на государственном уровне. Как указывает статья 20 п.2 Федерального закона «Об ипотеке» от 7 мая 2013 года, каждая ипотека должна быть обязательно зарегистрирована.
— Есть ли особенности при оформлении права собственности, полученного при ипотеке?
— Оформление такого права собственности происходит по общим правилам оформления недвижимости. Различие имеются только в составе документов, которые требуются для регистрации, а также в необходимости снятия обременения после погашения задолженности.
— Какие же документы необходимо представить для регистрации ипотеки в Росреестре?
— При регистрации ипотеки в Росреестре заемщик должен иметь пакет из следующих документов:
-заполненное заявление о регистрации ипотеки залогодателем и залогодержателем;
-паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя;
-ипотечный договор, а также документы, которые указываются в этом договоре в виде приложений;
-документ о залоге имущества, а также документы, указанные в приложении;
— договор о предоставлении займа, кредитный договор или какой-либо другой договор, по которому обеспечивается выполнение условий ипотеки.
Если регистрацию проводит юридическое лицо, то также необходимо предъявить учредительские документы и свидетельства, которые подтверждают право осуществлять деятельность от имени юридического лица.
Помимо основного перечня документов могут потребоваться и такие, как:
— документ, который подтверждает полномочия сторон на подписание договора;
— отчет, в котором содержится информация об оценке недвижимости;
— паспорт объекта культурного наследия, если недвижимость является таковым;
— согласие другого супруга о праве единоличного владения недвижимостью (при наличии брачного договора, в котором описывается подобная ситуация).
— Скажите, а какие сроки регистрации ипотеки жилья?
— Сроки регистрации ипотеки на жилые помещения сокращены, то есть 5 (пять) рабочих дней с момента подачи документов на государственную регистрацию.
— Каким образом собственник жилого помещения может узнать об обременениях?
— Чтобы узнать, какие обременения наложены на квартиру, в том числе и ипотеку, собственник квартиры может обратиться в регистрационную палату или в МФЦ с запросом о предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав.
— Как и в какие сроки можно снять обременение на жилое помещение?
— Обременение можно снять по окончании выплат в порядке подачи двух заявлений — залогодателя и залогодержателя. Если банк прекращает свою деятельность как юридическое лицо и ликвидируется. Для этого необходимо принести в пункты приема документов выписку из Единого государственного реестра, где есть информация о ликвидации.
Когда оформление ипотеки происходит по закладной, то нет необходимости в присутствии представителя банка. При регистрации будет достаточно закладной, на которой будет отметка банка о выполнении кредитных обязательств в полной мере. Также есть возможность заказать новое свидетельство, где не будет отметки об обременении, при этом заплатив положенную госпошлину. Само обременение снимут за три дня.